ГИБДД может впервые передать часть полномочий по приему водительских экзаменов в частные руки. Такая норма содержится в проекте постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами», который определяет порядок тестирования кандидатов в водители.
Все нововведения можно разделить на несколько блоков. Первый касается правил обучения и сдачи экзаменов на право управления двухколесной техникой. С 1 января 2015 года желающие получить права категории «А» будут должны сдавать практическую часть экзамена не только на площадке, но и в городских условиях. Как будет проходить тестирование, пока не определено. Тем не менее, такая практика есть в ряде европейских стран. Например, в Великобритании инструктор следует за экзаменуемым на мотоцикле и отдает ему команды при помощи радиостанции, встроенной в шлем.
«Я только «за», если мотоциклистам надо будет сдавать экзамен в городе, — считает президент мотоклуба «Русские дороги» Роман Фролов. — Потому что выезд на дороги тех, кто не умеет толком водить, опасен. Пока неясно, где должен находиться сам экзаменатор. Например, если испытание проходит на мотоцикле с коляской, можно посадить его туда. И эти экзамены не должны проводиться по всему городу, лучше в нескольких районах. Как он будет проходить, пока тоже непонятно. Но лучше если это будет выстроенный маршрут, а не конкретные задания. В принципе, новые правила никак не осложнят жизнь мотоциклистам. Для того, чтобы водить, нужно знать правила. А в саму автошколу все приходят, как правило, уже умеющие ездить».
Другой блок нововведений затронет владельцев скутеров и мопедов. После вступления постановления в силу им надо будет получать права категории «М». Сделать это можно будет с 16 лет, причем в ГИБДД им придется сдавать только теорию и площадку. Самими мопедами будет признаваться техника с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров и с электромотором мощностью более 4 кВт. Зато сами водители скутеров получат право маневрировать по всей ширине проезжей части.
Самый интересный блок касается работы автошкол. Они будут выдавать свидетельство о профессии водителя, а не просто свидетельство об обучении как сейчас. При этом ГИБДД планирует передать часть функций по приему экзаменов автошколам! Правда, речь идет только об учреждениях с собственным компьютеризированным автодромом, таких в стране пока что лишь около 30. Сдать в них можно будет теорию и площадку, а вот практическую часть придется сдавать в ГИБДД как и раньше.
Однако данные нововведения далеко не все оценивают положительно. «Эти изменения нельзя принимать, потому что в таком случае автошколы превратятся в рассадник коррупции и торговли правами. В это же в свое время превратилось ГИБДД, — считает эксперт, координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. — Сейчас, как минимум, в Москве, права купить очень сложно и это действительно стоит дорого. И если раньше автошколы являлись, по сути, дилерами по поставке клиентов, то сейчас они реально начинают учить. Система более-менее работает. Раньше у них были легкие деньги, а теперь нужно работать, это автошколам, конечно, не нравится. Но если сдачу вождения перенесут полностью на их площадки, то, я уверен, сдавать будут все. Даже не смотря на то, что в инициативе говорится о том, что школы, где большой процент человек сдает с первого раза, будут проверять. А кто их будет проверять? А проверять проверяющих? Понимаете, все опять сводится к одному. Нам вообще надо избавляться от призраков прошлого, когда люди покупают права и потом выезжают на дорогу без каких-либо знаний. Теоретически ведь ГИБДД должно быть заинтересовано в том, чтобы такой водитель на дорогу не попал. Автошколы же заинтересованы в том, чтобы обучающиеся платили много, учились мало и уходили быстро. Поэтому результатом новых предложений, в итоге, будет открытая торговля водительскими правами. Только делать это будут не в ГИБДД, а в автошколах. С компьютеризированными автодромами все тоже неясно. Сейчас они есть далеко не во всех школах. Но будьте уверены, если изменения вступят в силу, то такие автодромы появятся везде. Автошколы будут вкладываться в них, а потом пытаться отбить стоимость через продажу прав. Если кто-то считает, что техника поможет избежать коррупции, то это абсурд. Только техника в сочетании с человеческим фактором при наличии адекватной системы способна решить эту проблему. У предложенной системы уж слишком торчат большие свиные уши».
Еще одно уточнение законодательной инициативы: сам ход экзаменов в ГИБДД останется практически без изменений. Ранее Госавтоинспекция предложила разделить обучение на две части: сначала гражданин изучал бы теорию и вождение на площадке и сдавал в ГИБДД соответствующие экзамены, а потом приступал бы к практическим занятиям и сдавал вторую часть экзамена. Однако от такой практики было решено отказаться из-за сложности реализации. Зато теперь нельзя будет во время экзамена применять «вспомогательные системы» — камеры, парктроник или систему регулирования дистанции до впереди идущего автомобиля.
Наконец, последний блок изменений касается иностранцев за рулём. С 5 мая 2014 года компаниям будет запрещено нанимать на работу водителями иностранцев с зарубежными правами. Им надо будет получить российское удостоверение после сдачи экзамена на знание ПДД. Остальные иностранцы смогут водить автомобиль в РФ с зарубежными правами.
Источник: auto.mail.ru